Архетип одиночества

Архетип одиночества — явление новое. Первые архетипы (Матери, Отца, Тени и др.), как основы коллективного бессознательного, заложены в человечество тысячи, десятки тысяч лет тому назад. Архетипу Одиночества же всего полторы-две сотни лет. Он начал формироваться как архетипическое явление вместе с развитием современной науки и техногенной цивилизации, когда "умерли боги" и человек поставил себя в центр мира, а природу начал считать своей мастерской.

Фрейд был ярким представителем своего времени и решал проблемы своих атеистически ориентированных клиентов. Он «открыл» существование подсознательных психических оснований душевных расстройств и изобрел методы их познания и расшифровки. Другими словами, установил диалог с подсознанием с целью укрепления сознания душевно больных. Но в его подсознании небыло ничего святого, только - вытесненное и забытое, травмирующее и дискомфортное. Возникали проблемы переноса, зависимости от психоанализа и психоаналитика. Психоанализ стал религией, сексуальная энергия — целью и движущей силой жизни, а Фрейд — источником истины нового времени и основателем этой веры.

Юнг отразил в своих теоретических работах и методах психотерапии менее радикальных представителей своего времени, дополняя научное познание уважением к памяти предков и их вере. Юнг вышел на познание коллективного бессознательного, уподобляя его Богу, и развил метод диалога с бессознательным как основной метод аналитической психотерапии. Такой диалог преодолевает одиночество атеистического сознания и выводит личность на обогащающий ее уровень взаимодействия со всем непроявленным миром. Личность становится равным участником диалога со всем бесконечным миром.

Перечитывая тексты Г.М.Назлояна, мы видим, что «патологическое одиночество» — основная первопричина душевных расстройств, и «восстановление диалога» - путь и метод возвращения душевного здоровья. Назлоян организует метод психотерапии вокруг процесса реконструкции "зеркального двойника", создавая портреты своих пациентов. Он отследил, что нарушения восприятия зеркального двойника связаны с нарушениями внутреннего диалога и, как следствие, диалога с миром и людьми. Следствие таких нарушений — патологическое одиночество. Создавая свой метод психотерапии - маскотерапию, Назлоян частично отразил запросы своих клиентов, выросших в странах социализма и в распадающейся стране (80-90-е гг.). Он цитирует Фрейда, Юнга и других выдающихся психотерапевтов и философов, периодически привнося тему религии и Бога в свои тексты, но ни разу определенно не говорит, что диалог сознания с бессознательным подобен диалогу Человека с Богом.

Тысячи лет мировой культуры и сотни лет опыта затворников и отшельников в истории России доказывают, что одинокий, с точки зрения внешнего наблюдателя, человек, имевший постоянный внутренний диалог с Богом, мог и может возвыситься до самых ярких вершин человеческой природы.

Время техногенной культуры и атеистического мировоззрения вырастило людей с сознанием одиночек. Одиночество стало архетипическим признаком жизни. Возник архетип одиночества, характеризующийся полной внутренней изоляцией, пустотой и холодом, остановкой времени и бесцельностью существования. Находясь в одиночестве, человек может вести диалог с самим собой или со своим зеркальным двойником, но в это время ему обязательно необходимо идентифицировать себя или своего двойника с кем-либо еще из своей памяти. Если в памяти не оказывается субличностей, с которыми можно вести диалог, возникает то патологическое одиночество, которое ведет сознание к диалогу с врожденным бессознательным. А там образов бесконечно много и они выходят за пространство и время, что и формирует для внешнего наблюдателя патологичность наблюдаемого одиночества. Человек, ведущий преимущественно диалог с бессознательным, во котором "умерли боги", зацеплен очень мало за духовность, объективный мир и мир живущих вокруг него людей, что придает его жизни признаки душевного расстройства.

Если диалоги отшельников или затворников с Богом и миром его религии всегда имели узнаваемые признаки, находились в рамках культурных ценностей и могли быть определены как откровения, то в наше время диалоги душевно больных атеистов чаше всего нужны только психиатрам, чтобы обосновать их диагнозы.

Все виды патологических зависимостей или созависимостей - следствие переживания архетипа одиночества. Человек становится зависимым от чего-либо или кого-либо, спасаясь от патологии одиночества.

В современной психотерапии душевных расстройств, опираясь на работы Г.М.Назлояна и на собственный опыт, можно утверждать следующее:

1. Архетип одиночества, захватывающий атеистическое сознание современного человека — это новое явление человеческого сознания.
2. Архетип одиночества — следствие и признак развития современной культуры - в своей основе имеет патологические корни и проявления.
3. Патологическое одиночество лежит в основании душевных расстройств.
4. Преодоление патологического одиночества возможно через развитие диалога сознания с бессознательным, при этом следует учесть, что бессознательное должно быть структурированным по образцу религиозного знания и с учетом знаний современной психологии.
5. В процессе психотерапевтического портретирования, переживая все этапы развития человечества и проходя по всем пластам психики человека, следует устанавливать ассоциативные диалогические связи личности со всеми уровнями личного, коллективного бессознательного, подводя человека к его уникальному лицу личности.
6. Здоровое сознание с развитым диалогом с бессознательным може быть организовано только вокруг уникального Лица Личности, содержащем набор осознанных субличностей и сценариев жизни.
7. Патологическое одиночество может и должно быть преодолено новым мировоззренческим сознанием, которое стремиться выйти в Космос.
8. Функция распознавания лиц на смартфонах или смарт-очках может стать последним шагом в преобразовании современной жизни из частной в публичную и сделать именно лицо человека центром внимания общественной жизни.
9. Маскотерапия и метод Лицо личности, программы распознавания лиц - признаки нового времени в истории человечества, где лицо возвращает себе заслуженное место центра мира.