… Дай мне душевный покой …

Потребность в душевном спокойствии толкает нас на его поиск. Ища это пресловутое душевное спокойствие, мы не можем не задавать вопросы в соответствие со своим уровнем знаний. Вот мои вопросы, на которые я одновременно даю и некоторые ответы:

1. Наступает ли душевное спокойствие при удовлетворении всех наших потребностей? В список потребностей в первую очередь, конечно же, надо включить основные физиологические потребности, которые свойственны любому животному: потребность в пище, воде, воздухе, сне, сексе и безопасности. Следуя теории потребностей А.Маслоу, следует упомянуть и следующие потребности, в результате удовлетворения которых может наступать чувство душевного спокойствии: потребность в принадлежности к группе, в любви и уважении, в знаниях и красоте. При удовлетворении вышеупомянутого списка, удовлетворяя высшую потребность человека в самореализации, когда личность понимает и воплощает свой основной смысл жизни, понимая свою миссию и предназначение, творя вокруг себя уникальную жизни, испытывает ли он во время вершинных переживаний творческого порыва чувство душевного покоя? Вероятнее всего, что нет. А нуждается ли он в этом душевном покое, и согласиться ли он променять вершинное переживание полноты жизни и свое счастье на душевный покой и тишину сознания? Нет! Значит, удовлетворение данного списка потребностей не ведет автоматически к получению искомого душевно покоя.

2. Следуя теории З.Фрейда, основополагающими движущими инстинктами являются инстинкт жизни и смерти, Эрос и Танатос. И тот, и другой могут толкать нас на поступки и деятельность с целью их реализации. Если мы даем возможность проявиться инстинкту жизни, то в результате можно ожидать, что на некоторое время может наступить душевный покой, но наступит ли он в результате удовлетворения инстинкта смерти? Вот в чем вопрос!

3. Наступает ли душевное спокойствие при длительно психоанализе, когда мы просеем всю свою прошедшую жизнь, выявим все вытесненные переживания и, переосмыслив их, возвысимся благодаря богатому опыту над жизнью? Относительно прошедшей жизни, возможно, в душе и воцарится душевное спокойствие, но будет ли оно глобальным, если учесть проблемы и потребности дня настоящего и мыслей о будущем?

4. Наступить ли душевное спокойствие при комфортной жизни в настоящем, с учетом того, что и относительно прошедшей жизни мы душу успокоили? Если честь, что как минимум треть своих душевных сил мы тратим на размышления о будущем, на планы и предположения, на прогнозы и предчувствия, то при неопределенности будущего, при отсутствии каких-либо положительных мыслей о нем, или при явной неудовлетворенности просматриваемой перспективы, ожидание такого будущего отравит в нас зарождающееся душевное спокойствие. Если относительно самих себя мы спокойны, то неудовлетворенность перспективами родных и близких нам людей перекроет нам доступ к личному душевному покою.

5. Допустим, что наряду с полным личным физическим и душевным комфортом, мы удовлетворены и открывающимися перспективами наших родных и близких. Наступит ли в этом случае душевное спокойствие? Есть предположение, что нет! И только потому, что мы подсознательно связаны чувственной сетью с людьми, которые пусть и не являются нам родными и близкими, но по природе своей души и тела подобны нам. Они не близнецы нам, но они наши двойники. Таких людей мы с первых же минут общения воспринимаем как родственные души. Такие люди разбросаны по всему миру и связаны между собой невидимой, но чувственно воспринимаемой сетью. Эта чувственная сеть передает всем участникам сети сигналы обо всех, что заставляет всех чувствовать общее душевное состояние. И если с одним из таких участников чувственной сети происходит что-то неблагоприятное, то все остальные чувствуют необъяснимый душевный дискомфорт. В случае же, когда все двойники одновременно чувствуют душевное спокойствие, очень редки, но одни, вероятно, бывают.

6. Возможна ли изоляция личности от других людей с целью душевного спокойствия наподобие отшельников или затворников? В особых условиях жизни и при длительном опыте духовных практик, сосредоточение на образе Бога, при полной отстраненности от настоящего и разрывом с прошедшей жизнью, может принести душевное спокойствие. Вместе с этим, следует спросить, может ли чистая душа, наполненная мыслями о божественном и вечном, полностью отстраниться от проблем мира земного, от страданий людей простых настолько, чтобы не воспринимать ничего того, чем наполнено социальное сознание и ноосфера? Думаю, что нет! Потому, душевный покой отшельника может быть только периодически кратковременным.

7. Наступить ли душевное спокойствие при соединении с Богом и в раю? Возможно, но это уже за пределами жизни, и потому этот способ достижения душевного спокойствия мы пока рассматривать не будем.

Выводы:

1. В результате реализации инстинкта жизни (Эроса) можно ожидать наступление душевного спокойствия на некоторое время.

2. В результате многолетнего психоанализа может наступить душевное спокойствие относительно прошедшей жизни.

3. При комфортной жизни в настоящем нас и наших родных и близких людей, при положительных перспективах нас и наших родных и близких нам людей, при душевном спокойствии людей, близких нам по своей природе тела и души мы и сами можем пережить состояние душевного спокойствия.

4. В особых условиях жизни и при длительном опыте духовных практик, сосредоточение на образе Бога, при полной отстраненности от настоящего и разрывом с прошедшей жизнью, может приносить временное душевное спокойствие….

5. Состояние душевного спокойствия сродни душевной пустоте, но оно имеет положительный оттенок, а душевная опустошенность – это следствие тяжелых переживаний, потерь и разочарований, потому окрашена отрицательными чувствами.

6. Душевное спокойствие – не творческий порыв и не кипучее состояние самореализации личности.

7. Душевное спокойствие – не вершинное переживание, когда восторг от жизни заполняет душу до краев.

8. Душевное спокойствие – это возврат в то состояние внутриутробного рая, который был утерян человеком при рождении, и отгорожен родовой травмой. Ее обратный проход с целью пробиться к состоянию душевного покоя возможен в специальных психотерапевтических технологиях (например, в холотропном дыхании С.Грофа). Но там мы теряем опыт развития личности, что заставляет нас идти дальше, и встречать все то неспокойное и волнительное, что лишает нас душевного покоя.

9. Иногда, вместо размышлений и усилий, мы просто произносим следующую популярную молитву: Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого!

Понятия:

1. Иерархия потребностей А.Маслоу.

2. Теория З.Фрейда, психоанализ.

3. Холотропное дыхание С.Грофа.