Исихазм

Имея большой опыт в аутогенной тренировке (АТ) и интуитивно-теоретическое понимание русского исихазма, осмелюсь сделать сравнительный анализ этих практик, отлично понимая, что исихазм выходит за рамки практики. Возможно данный анализ поможет нам продвинуться в понимании способности человека к предвосхищению событий, что само по себе является уникальным признаком духовного развития.

1. В аутогенной тренировке (АТ) мы начинаем без установок, желая просто достичь состояний тяжести, тепла, покоя и других локальных состояний тела (например, спокойного дыхания и сердцебиения). В исихазме определенная молитва (другими словами – установка относительно отношений с Богом) присутствует с первых шагов практики. Таким образом, философия исихазма предполагает определенную установку на отношения с Богом с первых же шагов практики исихазма. В этом и первая тайна исихазма - Бог всегда рядом, с Богов всегда идет диалог, Он стоит впереди всех и Его образ изначально предопределен в духовной практике.

2. Вторая ступень АТ работает с ментальными структурами, включая, в том числе, и остановку потока сознания, давая при этом полную волю случаю в заполнении опустошенного сознания. В практике исихазма происходит та же работа с мыслями и чувствами, где внимание возвращает адепта к молитве, к образу фаворского света, но сознание никогда не пустует. В нем - образ Бога.

3. Проникнув в пространство-время бессознательного с помощью АТ или холотропного дыхания, мы остаемся без поддержки, или, в лучшем случае, в практике холотропного дыхания имеем рядом нейтрального сопровождающего, который будет сдерживать нас от самоповреждений. Мы в этом случае похожи на первооткрывателей, которые идут по незнакомой местности без поддержки и компаса. В исихазме молитва (связь с Богом) сопровождает адепта в самых глубоких сферах бессознательного, определяя основной диалог практикующего с Богом, и гарантируя ему поддержку и совершенную цель в конце пути.

4. АТ со временем влияет на жизнь практикующего, привнося в нее дополнительные переживания, опыт, здоровье. Но она не дает цели в жизни, и не объединяет все во что-то общее. Ученый, исследующий бессознательное, имеет преимущества перед просто практикующим АТ или холотропное дыхание человеком, так как он имеет цель в своих исканиях. Другое дело практика исихазма, которая преобразует жизнь адепта, преобразуя тело и душу, образ мыслей и действий, объединяя жизнь и весь опыт в единый путь с определенной целью.

5. АТ развивает диалог с бессознательным, способствуя самопознанию, задавая вопросы (Кто Я? Зачем живу? Что я хочу? и др.), иногда получая ответы, требующие нового уточнения. Исихазм устанавливает диалог с Богом (бессознательным, выраженным в этически и эмоционально значимых образах, выстроенных в определенной иерархии и имеющих исторически обусловленное значение), способствует самопознанию, не задавая вопросов, предвосхищая их.

6. АТ раскрывает способности человека, не отягощая его этическими проблемами, способствую черпанию знаний из хаоса бессознательного. Исихазм ведет по пути совершенствования, давая необходимые знания, развивая способности и выстраивая мир бессознательного в пределах христианского мировоззрения.

7. АТ утверждает бесконечность личности, но не дает поддержки на пороге смерти. Исихазм открывает путь к вечности, поддерживая человека на пороге смерти его тела.

8. Эффект Леонардо да Винчи дает нам материал для прогноза того, как может работать исихазм. Исихаст в пределе становится Всем как и Бог.

9. АТ практикуется периодически. Молитва исихаста все время формирует определенный настрой, состояние, отношение, не давая поддаться внешнему влиянию жизни, как киль не дает опрокинуться яхте личности в житейском море. Молитва исихаста настраивает его восприятие мира, формируя реакции на него, во многом определяя состояние его здоровья как душевного, так и физического.

Дополнительно можно прочесть "Истинный образ Иисуса Христа" в книге "Лицо Личности".

Определения понятий:

Исихазм  — христианское учение об исихии (греч. ήσυχία — молчание, покой), священнобезмолвии, опиравшееся на многовековой опыт мистиков, особенно широко распространилось в Византии в 30-х гг. 14 в. Основу исихазма составляет тезис о том, что познание истины не может быть результатом научного и вообще логического мышления, наоборот, согласно учению исихазма сущность Бога непознаваема. Однако между Творцом и творением существует общность-единство, которое может быть осознано путем особого напряжения воли и вследствие снисхождения Благодати. Исихасты проповедовали специальную систему упражнений в "богомыслии", которые приобщали к таинствам созерцательной жизни. Подвиги священномолвия включали в себя практику телесного предуготовления к общению с Богом, так называемое "умное делание" — концентрацию умственной энергии в области сердца, многократное повторение "Иисусовой молитвы", душевную сосредоточенность.

Об обычаях молчальников писали такие византийские аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирин, Фалласий Африканский, Диадох, преп. Варсонофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы. Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии. В 14 в. исихазм подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый с мистическими традициями византийской православной церкви, он обвинил монахов-исихастов в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внешние приемы погружения в созерцание, при которых молчальники сидели, уставившись глазами в живот, назвал их омфалопсихами, т. е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч. οωμφαλοψυχία — пуподушие). За исихазм вступился Григорий Палама. Исихастский спор варламитов с паламитами продолжался около 30 лет, разбирался на неск. соборах и окончился признанием учения исихазма официальной православной доктриной.

Богословские основы исихазма выявились в ходе истолкования т. н. Фаворского света, который являлся монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению Бога на части, т. е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор, по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рационального знания, у Паламы — путем опытов "блаженного созерцания Бога" с опорой на восточное византийское анахоретство. Исихия как путь к Богу и знание Бога отстаиваются Паламой в сочинениях "Второе слово на Преображение Господне", "Прозопопея, или Сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает", "Наставление безмолвствующим" и др. Официальное признание исихазма на соборе 1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.

Исихазм получил распространение на Руси, проникая туда по преимуществу через Афон. Центрами новых настроений на Руси стали Троице-Сергиев монастырь и заволжские обители. В 14—15 вв. широко переводится исихастская и близкая к ней литература, в т. ч. соч. Григория Синаита и Григория Паламы. Возрождение мистической традиции исихазма в руссской церкви связано с именами Паисия Величковского и Серафима Саровского.

Иису́сова молитва — в православии — молитва-обращение к Иисусу Христу, Сыну Божию и истинному Богу с просьбой о помиловании (прощении грехов и возможности после второго пришествия находиться в раю). "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". В краткой форме она выглядит так: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Совсем кратко: "Господи, помилуй".
 

Источники:

1. Российский гуманитарный энциклопедический словарь.

2. Сайт Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E8%F1%F3%F1%EE%E2%E0_%EC%EE%EB%E8%F2%E2%E0.

3. Сайт Центра предвосхищения - http://centr.skravchenko.ru/index.htm/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%...