Педагогу и родителю

О методе индивидуальной и групповой работы «Лицо Личности»

Патология восприятия

Цель развития человека - личность с красивой душой, умеющая ставить цели и достигать их в рамках высших ценностей культуры, осознающая смысл своей жизни и свободная от каких-либо зависимостей.

Что же мешает чаще всего современному челоеку достигать данной цели?

Работая с людьми среднего возраста, страдающими от душевных расстройств, я иногда обнаруживаю проблемы, созданные педагогами и родителями в самом раннем возрасте. Более того, важно то, что педагоги и родители, воспитывая и обучая ребенка, взаимодействовали с ним в рамках общепринятых норм и желали ему блага, а получили патологию развития.

Патология проявилась в форме обезличенности, бессубъектности, бессмысленности существования и тотальной зависимости от других людей или от чего-либо еще, например, от алкоголя, никотина или других психоактивных веществ. Ребенок стал «воспитанным и послушным», но только «воспитанность» деформировалась в обезличенность, а «послушание» сознания коспенсировалось неосознаваемым протестом, граничащим с суицидом.

Обезличенность — отсутствие адекватного восприятия себя и своего лица в зеркале и в жизни, приглушенность внутренних мотивов к развитию и любви, отсутствие опережающих интуиций и объективного восприятия жизни и людей. Размытость образа собственной души и потеря смысла жизни.

Неосознаваемый протест против всех норм и ценностей, доведенный до предела, проявляется в стремлении к уничтожению навязанных сознанию образов и «лиц», точек зрения и ценностей. В пределе он может выразиться в суициде, наркомании, агрессии.

В идеале мы хотели бы иметь человека с ярким и красивым лицом (образом души), умеющим ставить цели и достигать их в рамках ценностей культуры и законов, осознающим смысл существования и совершенно свободным от каких-либо зависимостей. Яркая и красивая душа утверждает себя в сотрудничестве и в созидании, преодолевая конфликтность и агрессию других людей природной мудростью и совершенством.

Поиск своего лица с ранних лет жизни — основная задача развития и образования человека. В этом поиске мы соприкасаемся с величием Человека в природе и в животном мире, с  определенностью половой идентификации, с ценностями рода и семьи, со своеобразием индивидуальности, ее смыслом и уникальной миссией в жизни.

Метод. Задача поиска своего лица неминуемо приводит человека к зеркалу и к портрету. Метод «Лицо Личности», применяемый в индивидуальном психологическом консультировании и в работе с группой, быстро продвигает к решению задачи «поиска лица». Наряду с фото- или графическим портретом, применяется скульптурное портретирование и автопортретирование. Работа сознания развивается по мере развития портрета. Эффективность метода видна на первых же занятиях, а количество и длительность занятий инидивидуальны, как и само проявление Лица личности.

Метод работает даже в очень больших группах. Каждому участнику важно иметь зеркало и кусок пластилина.
При индивидуальной работе желательно присутствие дополнительных наблюдателей.

Файл: 

Comments

С.А.Кравченко's picture

Настоящая статья была написана специально как разъяснение педагогам образовательного учреждения для детей, где руководители и родители хотели провести мой семинар по маскотерапии.

С.Помощников's picture

Данная статья была оценена достойно! Управление учреждением думает!