Программа обучения маскотерапии

«Маскотерапия в психотерапевтической практике»
Обучающая программа


Данная программа представляет собой долгосрочный обучающий процесс, целями которого являются:
       1. Формирование базовых представлений о методологии маскотерапии в рамках гуманистической психотерапии, юнгианского анализа и темпоральной психологии.
       2. Системное знакомство с философией, основополагающими принципами, теорией и методами маскотерапии в рамках психологической практики и педагогической работы.
       3. Формирование и развитие навыков реальной психотерапевтической практики с индивидуальными клиентами, группами и системными образованиями (семья, организация) в рамках данного направления.
       4. Получение личного клиентского опыта, гарантирующего осознавание собственных проблемных масок и освоение пространства основных символов и знаков индивидуального лица и личностных ресурсов.

Структура программы

Основу программы составляют:
1) 8 тематических семинаров, каждый по 8 ак.ч. на протяжении одного года, с примерной периодичностью встреч 1 раз в месяц., исключая июль-август. Семинары проводятся в первое воскресенье каждого месяца, начиная с октября с 10 до 18 часов.
2) Обязательным условием для получения сертификата на право использования метода является создание особого автопортрета из скульптурного пластилина в натуральную величину под руководством С.А.Кравченко и теоретическая работа по вопросам маскотерапии и технологии «Лицо личности».
3) Супервизорская группа – раз в месяц по 8 ак.ч. проводится во второй год обучения. Всего 48 часов.
   

Каждый тематический семинар представляет собой следующие взаимосвязанные процессы:
1. Теоретические блоки по истории, философии и методологии подхода (в соответствии с основной темой семинара).
2. Классическая «закрытая» группа с фокусировкой на масках и феноменах развития портрета с групповыми экспериментами и структурированными упражнениями, дискуссиями и «эмоциональным обменом».
3. Работа участников в позиции терапевта с клиентом из числа членов группы.
4. Индивидуальные клиентские работы участников с терапевтом.

Терапевтическая группа представляет собой:

Работа с лицами и масками в группах различной сложности.
Индивидуальные клиентские работы участников.
Групповые эффекты и эффективность.

Супервизорская группа представляет собой следующие процессы:

Процесс-анализ проводимых работ ведущим и участниками группы.
Заочная супервизия работы участников группы со своими клиентами.
Обучение участников навыкам супервизии.

Система подготовки позволяет участникам с индивидуальной скоростью проходить обучение. Сроки экзаменационной сессии могут определяться индивидуально для каждого участника.

Ведущий курса:
Сергей Антонович Кравченко -  практикующий психолог-маскотерапевт семейной клиники психологического здоровья и лечения зависимостей Rehab Family. Прямой ученик основателя метода маскотерапии -  Гагика Микаэловича Назлояна, врача-психиатра, создателя и научного руководителя Института маскотерапии, кандидата психологических наук, почетного доктора Института майевтики в Лозанне (Швейцария). http://skravchenko.ru/index.htm/

Темы семинаров:
1. «Основы психотерапевтического процесса». Психотерапия и консультирование в рамках маскотерапии. Возможные модели психотерапии. Клиент-терапевтические отношения. Терапевтический контракт. Основные понятия и принципы маскотерапии. Исторические и культурные корни. Понятия диалог, лица и маски, одержимость другим, обезличенность и бессубъектность. Представление о здоровой и идеальной личности в маскотерапии.
2. «Первый пласт психики — животный». Животная природа и сущность. Особенности понимания и отражения первого уровня в жизни и в портретрете. Контакт лица и материала. Реальность маски как опыт переживаний, возникающий в контакте со своим зеркальным двойником. Понятие «завершенности этапа развития портрета». Структура и «направленность» работы с портретом. Стратегии работы. Работа с сопротивлением в маскотерапии.
3. «Общечеловеческий уровень». Феноменология второго уровня. Философские основания феноменологии. Интуитивность в терапевтическом процессе (сопутствующие образы), образы перспективного видения). Базовые представления о феноменах терапевтического контакта – внутренняя феноменология клиента, внутренняя феноменология терапевта, феномены отношений между ними.
4. «Родовой уровень развития портрета и понимания». Особенности третьего уровня развития портрета. Теория изначального образа и подобия. Первые архетипы рода. Выявление «масок» и «лиц». Маска (социальная и личная) как один из базовых феноменов маскотерапии. Маскотерапия, как холистическая терапия. Целостность, как одно из проявлений «Лица личности».
5. «Семейный уровень». Особенности четвертого уровня.  Цикл развития семейного мировоззрения личности. Структура маскотерапии на этапе работы с семьей реальной и внутренней. Структура и особенности культурных и этнических лиц и масок. Теория темпорального мышления, и перспективное мышление в рамках семейных отношений, как основа формирования следующего пласта психики — индивидуального.
6. «Индивидуальный уровень». Своеобразие пятого пласта психики личности и его зависимость от современной массовой культуры и общества. Проблема обезличенности и бессубъектности, как основная проблема времени. Маскотерапия, как глобальный терапевтический процесс. Внутренний диалог, как одно из оснований терапевтического процесса. Отношения «Я-Маска» и «Я-Лицо» в терапии. Присутствие и включённость терапевта. Формирование диалога.
7. «Специфические экзистенциальные проблемы личностного уровня психики». Лицо личности и социальные маски как необходимое зло. Темы смысла и миссии жизни, жизни и смерти. Кумиры, ценности и неповторимость, уникальность лица личности. Теория социальной перспективы и видение сценариев жизни. Измененные состояния сознания клиента и терапевта. Сопутствующие образы и их значение в определении траектории пихотерапевтического взаимодействия. Принципы терапевтической практики.
8. «Сертификационная встреча». Итоговые работы с портретом, анализ дневников и теоретических работ. Формирование материалов для корпоративного сайта и публикаций. Встреча с Назлояном.

Сертификационные требования:
Участие в указанных 8 тематических семинарах.
Завершенный автопортрет в натуральную величину.

Теоретическая работа и дневник самонаблюдений (клиента и терапевта).
Самостоятельное изучение теории и работа с литературой.
Практика с индивидуальными клиентами или группами под супервизией (в рамках супервизорской группы, интенсива, конференции или индивидуально с супервизором).
Личная терапия.
Наличие диплома о высшем образовании в области психологии, педагогики, медицины или смежных специальностей.
Демонстрация работы с приглашением независимого супервизора.
Рекомендация руководителя программы.

Рекомендуемые термины: