Установка на свободу воли

свободаДаже если свободной воли не существует, лучше игнорировать подобные утверждения.

Убеждения о самоконтроле являются мощным мотиватором человеческого поведения. 

В эксперименте одной группе десятилетних детей сказали, что их тестовые показатели – результат их природного интеллекта, а второй, что они – результат приложенных усилий. 

Затем обеим группам дали действительно сложную дополнительную задачу, сильно превосходящую их возможности, которую никто не смог завершить. Однако, пытаясь ее решить, дети с легендой о природном интеллекте сдались гораздо быстрее, поскольку приписали неудачу в решении своим ограниченным способностям.

Зато дети второй группы не только дольше бились с трудной задачей, но и получали от этого удовольствие. 

Таким образом, лучше поощрять в детях приложенные усилия и трудолюбие, а не просто хвалить их за ум.

То же самое можно сказать и о свободной воле. Если человек уверен, что является хозяином собственной судьбы, он ведет себя совсем не так, как отрицающий свободную волю фаталист. 

Это было исследовано экспериментально.

Половину участников эксперимента заставили мыслить в детерминистском ключе, предложив для чтения тексты, опровергавшие свободу воли. Например: «В целом мы являемся биологическими компьютерами, созданными эволюцией, построенными на основе генов и запрограммированными окружающей средой». Остальные участники предварительно читали поддерживающие свободу воли утверждения типа: «Я способен преодолеть генетические факторы и воздействия окружающей среды, которые иногда влияют на мое поведение». 

Оказалось, что испытуемые, которые были настроены на отрицание свободы воли, на экзаменах гораздо чаще списывали и после них чрезмерно награждали себя удовольствиями, по сравнению с читавшими обоснования свободной воли.

В психотерапии исследования базовых установок личности - важная задача. Именно исследование установки на свободу воли и ее коррекция, при необходимости, может значительно помочь процессу укрепления личности в борьбе с зависимостями различного рода.

Использованы материалы из книги «Иллюзия «Я», или Игры, в которые играет с нами мозг / Брюс Худ»: Эксмо; Москва; 2015

Term reference: