Тотем и предмет

человек-левТотемом для зависимого человека является объект его зависимости.

Древние народы уподобляли себя тотемному животному, например льву или медведю. Одна из самых старинных скульптур изображает человека с головой льва.

В мировых религиях человек стремится уподобить себя богу, считая себя образом и подобием его. Именно в этом их величие и превосходство над древними религиями. Они отрывают человека от животной природы, превознося его к идеалу духовному.

Созависимый человек ставит в центр своего существования другого человека, чаще всего зависимого от чего-либо и тем самым испытывающего измененные состояния сознания (ИСС), и заглянувшего в глубину подсознания. Созависимый человек по сути своей — атеист, так как в ином случае он бы строил свою жизнь с опорой на диалог с богом.

Тотемом для зависимого человека является объект его зависимости, так как именно он заполняет и подчиняет его сознание. Происходит ли уподобление предмету зависимости, например, алкоголю или наркотику, игре или работе?

В психотерапевтическом портретировании невозможно проследить отождествление пациента с неодушевленным предметом зависимости, но мы часто наблюдаем отождествление зависимого человека с другим зависимым, который выступает для первого в роли кумира, образца для подражания. Подражание кумиру продолжается или происходит даже в том случае, когда кумира уже нет в живых. Вместе с этим домашние бары или бары общественные ставят в центр жизни человека образ алкогольных напитков, тем самым превращая их в тотемы атеистического образа жизни.

Можно констатировать, что существует первичная и вторичная зависимость. При первичной — возникает зависимость от алкоголя или наркотика как от средства ухода от действительности в мир ИСС. При вторичной — зависимость развивается по причине неосознаваемого подражания образу жизни другого человека или группе людей.

Рисунок: