Автокоммуникация

Автокоммуникация – форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем и получателем сообщения. Автокоммуникация сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, но может протекать и в опредмеченной форме (монолог, дневник, не предназначенные другим записи и пр.). Являясь интериоризированной формой социальных отношений, автокоммуникация имеет важное значение в формировании внутреннего мира личности. Основополагающую роль автокоммуникация имеет в процессе художественного творчества и восприятия искусства. Субъектом автокоммуникации может выступать не только отдельная личность, но и группа, как это бывает при коллективных ритуалах.

В автокоммуникации взаимодействие с самим собой может происходить не только на уровне сознания в настоящем времени, но, в предельном своем выражении, может доходить до уровня диалога сознания с бессознательным (трансцендентальной функции в теории Юнга). В диалоге сознания с бессознательным взаимодействие чаще всего происходит между Я-настоящим и Я-прошедшим, или между Я-настоящим и Я-будущим, что предполагает как ретроспективное, так и перспективное мышление. Опыт ретроспективного и перспективного мышления обогащает Я-настоящее.

Еще более сложной, и менее употребляемой является способность смотреть на жизнь проспективно, то есть, смотреть вперед, и издали на данную ситуацию или проблему. В таком случае точка зрения смещается в будущее, и взгляд направлен как бы со стороны обратно в настоящее.