Мир измененных состояний сознания (ИСС) – иной мир.

Отношения в социальной среде всегда имеют закономерную череду этапов, следующих в определенном порядке друг за другом. Например, благодаря какому-либо поводу люди знакомятся, потом идет этап более обстоятельного представления, где они рассказывают о себе, уточняют свое понимание друг о друге, потому – сравнение и определение лидерства или борьба за него с целью управления или планирования совместного будущего. На любом этапе развитие отношений может прерваться, но возобновившись, этапы вновь выстраиваются в свою закономерную последовательность.

Иногда кое-что опускается, и мы получаем некий суррогат отношений. Например, в коллектив приходит новый руководитель, и если он, не познакомившись достаточно хорошо со своими подчиненными, начинает сразу безапелляционно руководить, то его ждут чаще всего неожиданные для него реакции подчиненных, что в итоге приводит конфликтам, неэффективному взаимодействию и непредсказуемым результатам.

Прожив десятки лет на белом свете, человек интуитивно чувствует законы взаимодействия с другими людьми и миром физических вещей. Иногда он их осознает или изучает специально с целью быть более эффективным в жизни бодрствующего сознания.

Но помимо состояний бодрствования человек каждый день впадает в состояния сна или в просоночные состояния, где ему приходят образы или целые сценарии сновидений. Сознание сновидца чаще всего переносит выработанные в жизни привычки взаимодействия и на мир сновидений, предполагая добиться тех же результатов, что и в состоянии бодрствования. На этом попадаются и те, кто старается управлять сновидениями. Но оказывается что-то всегда не то, что хотелось бы.

Мир измененных состояний сознания (ИСС) – иной мир. Здесь иные законы взаимодействия. Более того, сам человек со своим сознанием может распределяться в пространстве сновидения и не только наблюдать с разных точек зрения, но и строить взаимодействия, находясь в разных лицах. Сны человека могут отображать и различные фрагменты его личности (гешталттерапия).

Болеетого, в сновидении все тайное становится явным, скрытые желания пытаются реализоваться (теория З.Фрейда), проблемы жизни предстают в своем глубинном значении или в перспективе развития (теория К.Г.Юнга).  Сны часто высвечивают те реальности человеческого мира, о котором сновидец не знает в бодрствовании (экзистенциальная теория сновидений).

Но к чему я это пишу?

Главное, что я хочу сказать, - следующее. Мир ИСС, куда входит и состояние сна, содержит в себе такие варианты развития мироздания, о каких только могла и может помыслить себе ноосфера. Наряду с личными желаниями здесь можно наблюдать стремления больших групп людей, этносов, память предков - трансформируется в перспективы развития. За всем этим просматривается совесть времен, проступают образы божеств и космические явления.

Приобщаясь к природе мира ИСС, понимаешь постепенно, что есть более совершенные методы взаимодействия, и что их перенос в мир бодрствующего сознания не может быть осуществлен без того, чтобы не задуматься о вековых духовных практиках, которые есть во всех культурах.

Современная методология науки, давшая обильные всходы в работах Ф.Капра, С.Грофа и др. представителей трансперсональной психологии, начинает развиваться в сторону осознания тех законов взаимодействия с миром, которые отражены в духовных практиках и которые напоминают о себе внимательному наблюдателю в измененных состояниях сознания (ИСС).

Очевидно, что в перспективе наука не может пройти мимо решения проблемы жизни души после смерти тела, вопросов вечности и вневременного бытия.