Работа, лицо, жизнь и смерть

Часто работу идентифицируют с лицом личности, считая, что должность, или своеобразие работы, которую в настоящий момент выполняет человек, это и есть суть личности. Так считают не только внешние наблюдатели, но и сам человек, который живет своей работой, реализует себя в ней, отождествляет себя со своей работой.

Если это ученый, который увлечен своим научным предметом, заполняющим его жизненное пространство не только в научном институте, куда он иногда ходит, но и пространство личного времени днем и ночью, то это отдельный вопрос. При сокращении должности в научном институте, лицо ученого не теряется, так как при нем остается его научный предмет, и он продолжает его мыслить и решать связанные с ним проблемы. Более того, иногда уход с научного института способствует увеличению личного времени ученого и раскрепощению его личности, которая не только не теряет своего лица, но еще более укрепляется в нем, в своей скрытой сущности, и тем самым увеличивая продуктивность и результативность своего труда. Далеко ходить за примером не надо.

Григорий Перельман (1966 г.р.) - выдающийся российский математик. В декабре 2005 г. ушёл с поста ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики, уволился из института и практически полностью прервал контакты с коллегами. В 2006 г. Григорию Перельману за решение гипотезы Пуанкаре присуждена международная премия «Медаль Филдса», однако он отказался от неё. В 2007 г. британская газета The Daily Telegraph опубликовала список «Сто ныне живущих гениев», в котором Григорий Перельман занимает 9-е место. В марте 2010 г. Математический институт Клэя присудил Григорию Перельману премию в размере одного миллиона долларов США. В  2010 г. Перельман проигнорировал математическую конференцию в Париже, на которой должна была быть вручена «Премия тысячелетия». Он объяснил свой отказ следующим образом: Вы знаете, у меня было очень много причин и в ту, и в другую сторону. Поэтому я так долго решал. Если говорить совсем коротко, то главная причина - это несогласие с организованным математическим сообществом. Мне не нравятся их решения, я считаю их несправедливыми. Я считаю, что вклад в решение этой задачи американского математика Гамильтона ничуть не меньше, чем мой.

Сложнее, если работу теряет служащий или рабочий. Ту работу, которая придавала смысл их жизни. В этом слечае человек ощущает потурю лица, потерю самого себя.

Что-то подобное может происходить и во время выхода на пенсию у людей, которые не имеют возможности выразить себя в другом деле.

С потерей смысла и лица человек впадает в состояние безвременья, жизнь словно замирает и теряет свою направленность. Впереди только смерть. Она и определяет смысл, что страшит многих, к чему многие не готовы. Но наполнение сознания темой смерти может сознательно или неосознанно подвести некоторых к самостоятельному движению к ней.

Искусство или служение другим людям, религиозные обряды, философия или наука могут наполнить жизнь человека даже в периоды вынужденного «безделья». Кто скажет, что это не важно?

В психотерапевтической практике приходится подводить человека к воспоминаниям забытых с детства способностей к искусству или науке, что может помочь выразить себя помимо социальной активности, тем самым укрепив свою сущность и отодвинув навязчивый страх смерти.

К религии многие в старости приходят сами. Именно близость смерти делает обращение к религии естественным движение. Диалог в религии выражается в молитвах, что превращает человека в собеседника бога и возвышает его до уровня участника такого диалога. Потеря лица в таком диалоге приводит к отождествлению себя с собеседником, что лучший исход из множества возможных.

Умирание всегда происходит в одиночку. И если с темнотой, которая ждет впереди, ранее не был установлен диалог, то именно религиозные образы предполагает увидеть человек в момент смерти и после нее. Именно с религиозными образами он пытается установить контакт накануне перехода в другое измерение мира.

Потом произойдет растворение всего личного или продолжение пути при осознании своего лицо и сущности.