11.1 Введение в терапевтическое автопортретирование

Если научный факт характеризуется новизной, точностью, объективностью и достоверностью, то сам метод автопортрета и портрета является таким научным фактом. И этот научный факт со временем будет способен перевернуть взгляд на психическое расстройство и на методы помощи человеку с таким расстройством.

Автопортретирование и портретирование - метод в психотерапии, выходящий далеко за рамки арттерапии и превосходящий любой другой метод по эффективности на порядок хотя бы потому, что может собрать вокруг себя все другие методы психотерапии и стать ядром, стержнем работы с клиентом.

В работе с другими клиентами, у которых еще не зафиксированы психические расстройства, но есть необходимость в улучшении адаптации, методы портретирования (или автопортрета) тем более будут наиболее эффективны. Так как психотерапевтический автопортрет никогда не является полностью результатом работы портретируемого, то его разумнее называть автопортрет-портрет (или АП-П).

Цель данной работы познакомить читателя с методом и одновременно доказать его эффективность. Опыт работы психологом-консультантом и психотерапевтом, и общение с коллегами показывает, что чаще всего специалист пасует перед человеком, страдающим психическим расстройством. Метод АП-П дает инструмент, который способен совершенствовать работу психолога-консультанта, психотерапевта, и довести его до уровня оказания эффективной помощи даже людям с психическими расстройствами.

АП-П применим не только индивидуально, но и для группы, коллектива, государства, так как все они нуждаются в лице. Лицо у группы не всегда есть, его иногда нужно искать, находить, корректировать или создавать с нуля. Что в этом случае есть лицо и его части: имидж, лица лидеров, типажей и представителей в обобщенном образе восприятия, или что-либо еще?

Художник всегда привносит свой образ в создаваемый портрет, это уже не требует доказательства. Одновременно он является и представителем  группы людей, объединенных своим архетипом, имеющим свое лицо. Если художник другой, то и группа, к которой он принадлежит, может быть уже иной, со своим объединяющим архетипом. Следовательно, личность психотерапевта, работающего с образами портретов своих клиентов, может стать определяющей в процессе развития образного ряда портрета.

Сознание христианского мира пронизано мифом о сотворении человека по образу и подобию божьему. Сознание готово воспринимать созданное Богом, как его двойника, но самодостаточного, способного вести с Богом диалог. Создавая свои автопортреты, мы подразумеваем этот миф, чувствуем, что образ наш и наше подобие может вести с нами диалог, быть отдельным, и якобы, самодостаточным.

Автопортрет - это сущность, явленная миру создателем, автором автопортрета. Но созданное, согласно мифу, с момента его создания, приобретает свою автономность, и с ним уже можно общаться, вести диалог, пусть и бессловесный, но все же диалог. Например, воспринимая чувства, что отражены на портрете, испытывая что-то в ответ.

Таким образом, портрет создает нам чувства, влияет на нас, хотя первоначально мы его создали из бесчувственного материала. Лицо и имя - вот основные представители человека в мире, как для себя, так и для другого человека. Имя - аудиально, лицо - визуально. Имя и лицо всегда носили еще и смысловую нагрузку, являясь сложными символами чего-то более глубинного. И если имя статично, то лицо очень динамично, как на протяжении всей жизни, так и в короткие мгновения чувств, состояний, настроений, этапов развития личности.

Автопортрет присутствует во всех видах искусства, однако не все они одинаково предрасположены к автопортретности. «Наиболее полно феномен автопортретности выражен в изобразительном искусстве, в жанре автопортрета. Жанр автопортрета является  специфической формой эмоционально-художественного анализа художником самого себя и его разветвленных связей, отношений с его природным и социокультурным окружением» (Крузе, 54). Автопортрет - это момент самопознания, идеальное отношение человека ксамому себе, которое проецируется на внешнюю реальность. «Автопортрет - это попытка познать самого себя через диалог с собой и со зрителем картины… Художественное произведение делает возможным диалог жизненных и надбытийных смыслов» (Крузе, 55). В своей диссертации С.В.Крузе на широком историческом, художественном, философском и психологическом материале доказала, что автопортрет - форма самопознания личности художника.

Наша задача доказать, что автопортрет способствует преодолению кризисных моментов в жизни человека (художника). Осознание себя через образ Христа очевидно в полотне Крамского «Христос в пустыне», который также можно назвать автопортретом. Крамской сделал попытку преодолеть не только личностный кризис развития, но и увидеть путь преодоления такого же кризиса в мире искусства, в мире духовной жизни России 1880 года. Средствами самопознания в автопортрете являются сюжет, композиция, колорит, светотень, ритм, характер мазка (штриха), физиогномические черты, поворот головы, контраст, линия, поза, жест, фон, масштаб фигуры, изображение пространства и времени.  Автопортрет - это усиление личности. «Я» портрета не подлежит времени (Лотман, 360). Это можно пережить, если испытать автопортретирование.

Можно выделить два вида автопортретов: в одних художник занят своим внешним обликом, в других - своим внутренним миром. В первом случае автопортретист говорит: «Вот как я выгляжу», во втором, - «вот каков я есть». Там самоотражение; тут - самоистолкование. Один спокойно констатирует, другой взволнованно исповедуется. «В автопортрете самоотражающем - художник не знает разлада с жизнью…. В автопортрете истолковывающем - художник утверждает, что он не тот каким его считают, что он не удовлетворен своим местом в жизни и хочет иного. Он бьет за себя тревогу» (Эфрос, 115). В автопортретах, что представлены ниже, можно выделить эти виды.

Лицо, которое мы являем миру, не всегда является истинным лицом. Кобо Або считал, что маска способна не только скрыть, но и полностью изменить духовный облик человека. Парные автопортреты возникли в ХХ веке. Это парные автопортреты  Ф.Кало, автопортрет М.Сарьяна «Три возраста» (тройной автопортрет встречается и ранее: автопортрет Л. Лото). «В таких автопортретах художник познает себя в процессе множества образов, где «Я» проявляется не только как тождество, но как единство множества диалектических изменений, развития собственного образа» (Крузе,  62). 

41 автопортрет С.А.КравченкоВозникает вопрос: а в прошлые века, что мешало художникам создавать парные автопортреты? Отсутствие фантазии, своеобразие мышления, или особенности восприятия себя и мира? В повести Г. Гессе «Последнее лето Клингзора» герой повести работает над автопортретами перед собственной смертью, создавая не одно лицо, и не одного себя, а множество лиц и ликов пытается он изобразить, глядя в зеркало и сквозь него. Портретист может впрямую отозваться на тезис о двойственности человеческой природы, а также в конкретных образах отразить множественность играемых человеком ролей. И это не просто игра ума, это движение по пути к своей Голгофе. Каждый художник это чувствует, каждый творящий живет с постоянным ощущением тревоги приближающегося дня умирания-возрождения.

На символическом уровне Голгофа для Христа была ни чем иным как местом, где он такой переход осуществил, умер, и возродился (см. рисунок за 18 мая). Джеймс Сидней Энсон пишет в 1899 году «Автопортрет с масками», в котором собственное лицо изображено среди несметного количества разнообразных масок. Я сделал что-то подобное из собственных работ, так как, увидев однажды случайно их все на одной странице компьютера, отметил силу воздействия на меня этого множества лиц меня.

В процессе эксперимента над собой мне приходилось делать записи не только непосредственно на рисунках, и некоторые из них не датировались. Для полноты картины я их  разместил между дневниковыми записями,  располагая близко к датам написания. Они немного отделены от основных записей на портрете.